20_ДОУ_Дополнительная общеобразовательная программа Удивительный мир природы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20 «Алёнушка»
ПРИНЯТ:
на педагогическом совете
Протокол № 2
«26» сентября 2022 года

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ №20
______________Вершинина Е.Н.
Приказ № 158-ОД
«30» сентября 2022 года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Удивительный мир природы»
Направленность: естественнонаучная
Возраст обучающихся: 5-8 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель:
Старший воспитатель
Сапрыкина Е.Р.

с.Патруши, 2022 г.

Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Дополнительная общеобразовательная программа «Удивительный мир
природы» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации
от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013
г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»; Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологических требований к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»; Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования по обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания»; Приказа Минобрнауки России от
17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в
Минюсте России 14.11.2013 N 30384); Устава муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 20 «Алёнушка».
Актуальность.
Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений
общей стратегии воспитания. Обострение экологической проблемы в стране
диктует
необходимость интенсивной просветительской работы по
формированию у населения экологического сознания, культуры
природопользования. Современные проблемы взаимоотношений человека с
окружающей средой могут быть решены только при условии формирования
экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической
грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов
устойчивого развития.
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие
которого на духовный мир ребёнка-дошкольника трудно переоценить.
Природа является источником первых конкретных знаний и радостных
переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа
раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему
миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Актуальность экологического воспитания в наше время особенно
обострилась и поэтому появилась необходимость воспитывать осознанное
отношение к природе явлениям и объектам уже с дошкольного возраста.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека,
его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается
позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к
окружающим людям. Накапливая опыт отношений с окружающим миром,
ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Степень экологической воспитанности позволяет ребёнку строить свое
поведение безопасно и полезно для природы. Процесс обучения предполагает
не только передачу знаний о мире вокруг нас, но и формировании
внимательного отношения к природе. В ходе занятий обучающиеся начинают
осознавать себя частью природы и заботиться о ней всеми доступными
способами. Ребята учатся любить и понимать, беречь и охранять окружающую
природу.
Новизна
Новизна программы заключается в сочетании теоретических и активных
форм обучения (беседа, дискуссия, экскурсия) - предусматривает развитие
логических навыков, воспитывает доброту и любовь к природе. Человек живет
в мире природы. Он постоянно учится осуществляет связь с природой.
Используя эти знания, анализируя их, он может видеть плоды своей
деятельности.
Отличительной особенностью программы является его поисковопознавательная, опытническая деятельность, в ходе которой формируется
активная жизненная позиция у дошкольников. Занятия построены на
принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности
ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения,
видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование
речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры
чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не
механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке
происходящего в совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Удивительный мир природы»» отнесена к программам естественнонаучной
направленности.
Уровень программы: Программа состоит из двух модулей - 1 и 2 годы
обучения, каждый год обучения рассчитан на 36 часов. Первый модуль данной
программы может рассматриваться как "Стартовый", второй модуль - как
"Базовый".
Адресат программы
Программа предназначена для детей от 5 до 8 лет (воспитанники
старшей и подготовительной групп). Заниматься в группе может каждый
обучающийся, в том числе воспитанники с ОВЗ и инвалиды. Программа
учитывает
деятельную
и
эмоционально-поведенческую
природу
дошкольника. Возраст 5-6 лет характеризуется как период существенных
изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания
организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование
опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие

мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной
нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так
же развитие познавательных и мыслительных психических процессов:
внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Начинает развиваться
произвольное внимание. Происходит развитие произвольной зрительной и
слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации
психических процессов. Более высокого уровня достигает развитие нагляднообразного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что
способствует формированию способности ребенка выделять существенные
свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию
способности сравнения, обобщения, классификации. Идет развитие
творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные
ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
Характерные черты возраста 6-8 лет — подвижность, любознательность,
конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и
вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо. В
эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения
принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки,
выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся
суждениями и оценками самих детей. Дети этого возраста весьма
дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение
начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но
и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность.
Количество детей в группе до 25 человек.
Формы обучения: в программе используются фронтальная,
индивидуально-групповая, групповая формы обучения.
Общий объём дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы - 72 часа. Программа состоит из двух модулей - 1 и 2 годы
обучения, каждый год обучения рассчитан на 36 часов.
Срок освоения программы - 2 года, срок освоения каждого модуля - 36
учебных недель (с сентября по май).
Режим занятий - 1 раз в неделю занятие продолжительностью 1
академический час. В подготовительной группе продолжительность занятия
составляет 30 минут, в старшей - 25 минут.
При реализации программы используются в основном групповая форма
организации образовательного процесса, в отдельных случаях –
индивидуальная в рамках группы. Формами и методами организации
образовательного процесса по программе являются: различные игры,
экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, элементарная
исследовательская деятельность и экспериментирование, выполнение
проектов, экологические конкурсы (рисунка, рассказов, сказок и др.), труд на
участке и в центре науки и естествознания (в том числе в центре
экспериментально-исследовательской деятельности), экологические акции
(совместно с родителями), художественное и прикладное творчество интересные и доступные детям дошкольного возраста, развивающие их

эмоциональную отзывчивость к живым объектам природы, деятельное
участие, большой познавательный интерес.
Формы аттестации/контроля- беседа, опрос, обсуждение, игра,
выставка детских работ, детский утренник.
Цели и задачи программы
Цель программы: Формирование у обучающихся элементарных
экологических знаний и представлений, осознанного правильного отношения
к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической
культуры).
Задачи:
Образовательные задачи
1. Формировать у детей представления о живой и неживой природе,
их взаимосвязях.
2. Формировать представления детей об экологических проблемах
родного края.
Развивающие задачи
1. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление,
умение анализировать, сравнивать и обобщать.
2. Создавать условия для развития у обучающихся инициативы в
области охраны окружающей среды
3. Развивать интерес и любовь к родному краю,
Воспитательные задачи
1. способствовать
развитию
навыков
наблюдения
и
экспериментирования в процессе поисково-познавательной
деятельности.
2. способствовать воспитанию у детей бережного, ответственного,
эмоционально-доброжелательного отношения к миру природы.
3. способствовать развитию навыков работы в команде, умения и
желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с
другими детьми.
Педагогические принципы:
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания,
характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности
детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у
подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению
своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность, на
основе сведений об окружающей природе родного края.

Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ
взаимодействия различных направлений экологического воспитания. Этот
принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования
представлений ребенка об экологии в разных видах деятельности и
действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность. Экологическое воспитание дошкольников продолжается в
начальной школе.
Наглядность. Наличие дидактических материалов.
Последовательность. Планирование изучаемого познавательного материала
последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания
постепенно, в определённой системе;
Занимательность. Изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным для детей.
Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация
принципа интеграции невозможна без вполне определенного обеспечения,
включающего в себя содержание образования, методы его реализации,
предметно-развивающие условия организации.
Личностно-ориентированное
общение
–
индивидуально-личностное
формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения
дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с
педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие
и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Планируемые результаты освоения программы 1-го года обучения
Воспитанники должны знать:
• Правила поведения в природе.
• Некоторые особенности природы своего края: ярко выраженные времена
года, объекты растительности и животного мира, характерные для района.
• Основные признаки времен года.
Воспитанники должны уметь:
• Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
• Различать изученные растения, животных.
• Рассказать о своих впечатлениях, оставшихся после экскурсии на природу.
• Выполнять рисунки, аппликации и другие поделки по изученным темам,
под руководством педагога и (или) родителей.
•
Планируемые результаты освоения программы 2-го года обучения
Воспитанники должны знать:
• Правила поведения в природе.

• Некоторые особенности природы своего края: ярко выраженные времена
года, растительность и животные мир, характерный для района.
• Основные признаки времен года.
• Некоторые растения и животные нашего края.
• Некоторые охраняемые растения и животные района.
Воспитанники должны уметь:
• Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
• Различать изученные растения, животных.
• Подкармливать птиц в простейших кормушках.
• Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
• Рассказать о своих впечатлениях, оставшихся после экскурсии на природу.
• Выполнять рисунки, аппликации, поделки по изученным темам, под
руководством педагога или родителей.
В
данной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Удивительный мир природы" можно выделить личностные, метапредметные,
предметные результаты обучения.
Модул Планируемые результаты
ь
Предметные
Метапредметные
знать
правила - различать объекты
поведения
в природы и объекты,
природной среде;
не относящиеся к
природе;
- иметь представление
особенностях - уметь отличать
1 год об
объекты живой и
обучен природы своего края
неживой природы
ия
знать
основные
признаки времен года - уметь выполнять
рисунки, аппликации
знать
основные под
руководством
объекты
педагога
растительного
и
животного мира своего
края
знать
правила различать
поведения
в изученные растения,
природной среде;
животных
по
характерным
- знать характерные признакам
признаки времен года,
уметь
2 год основные
подкармливать птиц в
обучен климатические

Личностные
проявлять
бережное
отношение
к
природе;
- уметь рассказать о
своих впечатлениях
после
экскурсии/
прогулки
проявлять
познавательную
активность.

- соблюдать правила
безопасного
поведения
в
помещении и в
природной среде
проявлять
бережное

ия

особенности района;

простейших
кормушках;

отношение
природе;

к

- знать изученные
растения, животных
ухаживать
за - уметь работать
комнатными
индивидуально и в
- иметь представление растениями
группе;
об охране объектов
природы
- уметь выполнять
творческие
работы
(рисунок, поделку)
под
руководством
педагога

Содержание программы включает в себя три основных раздела:
осень, зима, весна. Воспитанники наблюдают текущее время года и узнают о
том, как окружающий животный и растительный мир переживают его.
Часть теоретических знаний воспитанники получают одновременно с
практическими занятиями во время экскурсий и прогулок. Поэтому
последовательность изложения отдельных тем в разделах по программе не
имеет принципиального значения и в большинстве случаев, определяется
климатическими условиями или другими внешними факторами, влияющими
на невозможность запланированной формы проведения занятия, но
необходимо соотносить текущее время года соответствующему разделу
программы. Основной упор делается на практический показ определенных
представителей животного и растительного мира, по возможности, в
естественных условиях. Кроме образовательной, программа имеет и
спортивно-оздоровительную составляющую, так как обязательным условием
ее освоения является активное передвижение и закаливание в природной
обстановке (пешие прогулки, экскурсии) во все периоды года.
Итоговое занятие, предусмотренное программой, проводится в форме
игры «Мой край родной», на которой воспитанники должны
продемонстрировать знания об основных представителях растительного и
животного мира родного края, правил поведения в природе, умение
эмоционально рассказать о своем знакомстве с природой родного края.
Учебно-тематический план 1-го года обучения

№
Наименование раздела, тем
п/п
1

Раздел 1. Осень

В том числе Формы
Всего
прак аттестации/контрол
часов теорети тичес я
ческих
ких
12
4
8

1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.

Времена года.
Живое и неживое.
Разнообразие природы земли
В гости к осени.
Растения и животные осенью.

2
2
1
2
1

2
1
1

Опрос -игра
1
2
1

1.6. Листопад. Листья желтые летят

2

2

1.7. Дары осени.

2

2

2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.

Раздел 2. Зима.
Где живет зима?
Загадки Деда Мороза.
Маленькой елочке холодно зимой.
Почему медведь спит всю зиму?
Кто зимой не спит?
В гости к зиме.
Птицы зимой

2.8. Зеленая елочка - живая иголочка.
3.

Раздел 3. Весна.

3.1. «Цветочек для мамочки»

12
1
2
1
1
2
2
1

4
1

8

2

1

1

12

4

8

2
1
1
1

1
2
1

2

2

3.2. В гости к весне
2
К нам весна шагает быстрыми
3.3.
2
шагами.
3.4. Первые цветы.
2
3.5. Медведь проснулся.
1
3.6. Цветущий сад.
1

2

1
1
1

1

3.7. Из жизни леса.

2

1

1

36

12

24

Итого:

Выполнение
рисунка
Составление
гербария
Игра в загадках
"Дары осени"
Загадки о зиме
Подготовка
к
утреннику
Игра
"Угадай
зверя"
Опрос
Выполнение
рисунка, выставка
Изготовление
аппликации
/рисунка
Опрос

2
Опрос
"Какие
сказки ты знаешь
о лесе?"
Обсуждение
прочитанного

Содержание изучаемого курса 1 года обучения
Раздел 1. Осень.
1.1. Времена года.
Первые занятия обзорные. Это анонс всего того, что будет изучаться в
течение года.
Времена года: осень, зима, весна, лето. Что характерно для каждого
времени: продолжительность дня, температура воздуха, осадки, состояние
природы. Какое время года у детей самое любимое? Почему? Какие виды
деятельности связаны с каждым временем года. Лес в разное время года. Что

происходит с природой осенью, зимой, весной, летом.
1.2. Живое и неживое.
Обзорное занятие. Что относится к живому миру, что к неживому.
Животные, растения – представители животного мира. Горы, реки, почва –
неживой мир. В чем различие живого и неживого.
Практическое занятие: прогулка вокруг детского сада. Знакомство с
миром растений, животных, объектов неживой природы, с которыми дети
ежедневно сталкиваются. Игра: какая команда назовет больше объектов живой
и неживой природы?
1.3. Разнообразие природы земли.
Обзорное занятие. Животный и растительный мир на Земле везде
разный. С чем это связано. Почему у нас не смогут выжить львы, слоны, белые
медведи, а озере не водятся акулы и киты. Каждому животному соответствует
определенная территория, на которой он может жить и давать потомство.
1.4. В гости к осени.
Практическое занятие: экскурсия в лес (парк). Дети готовятся к
прогулке в лес. Им рассказываются правила поведения при движении по
поселку и в природе.
Наблюдение за процессами, происходящими осенью в природе.
Что такое осень? Дни короче, солнце ниже, трава желтеет, начинаются
первые заморозки. Листьям не хватает света, и они начинают желтеть и
опадать. Деревья зимой впадают в «спячку». Их ветки будут хрупкими и
поэтому, чтобы они не ломались от снега, лиственные растения скидывают
листву. Трава также жухнет. Но корень находится в почве – он и даст жизнь
растению весной. Животные также готовятся к зиме. Им необходимо
запастись достаточным количеством корма и приготовить убежище к защите
от холода Природа готовится к холодной, снежной зиме.
1.5. Растения и животные осенью.
Практическое занятие. Вспоминаем, что мы узнали на экскурсии:
растения и животные осенью готовятся к зиме. Некоторые из животных
готовятся впасть в спячку. Какие это животные? Нарисуем один из объектов
осенней природы (осеннее дерево, или ежика, и т.п.)
.
1.6. Листопад. Листопад. Листья желтые летят.
Практическое занятие.
1.Прогулка. Листопад – самое прекрасное время осенью. Дети
собирают гербарий (букет) из листьев разных деревьев. Какие деревья роняют
осенью листья? Какой лист какому дереву соответствует?
2. Разучивание стихотворений об осени.
Игра «Что такое осень?».

1.7. Дары осени.
Практическое занятие.
1. Выставка даров осени. Разнообразие плодов и цветов. Представление
(рассказ) детьми того экспоната выставки, который они принесли.
2. Детский утренник «Праздник осени». Как проходит Осень в поселке.
Труд, связанный с этим временем года. Уборка урожая. Что люди собирают
осенью в огороде, в лесу. Загадки о лесном и огородном урожае.
Раздел 2. Зима.
2.1. Где живет зима?
Почему наступает зима? Короткие дни, мало света, низкие
температуры. Вода превращается в лед. Снег – это тоже вода, но в другом
состоянии.
Разнообразие зимнего времени на планете. На юге снег бывает редко, а
на крайнем Севере – почти весь год холодно. В Антарктиде, где живут
пингвины, льды полностью не тают.
2.2. Загадки Деда Мороза.
Какие тайны хранит зимнее время года. Главный зимний праздник –
новый год. Практическое занятие: разучивание игр, стихов о зиме, загадки о
зиме. Дети готовятся к новогоднему утреннику.
2.3. Маленькой елочке холодно зимой.
Как растения, деревья переживают зимнее время. Внутренние
процессы в них практически остановлены. Деревья «впали в спячку».
Дети разучивают новогодние песенки, готовятся к новогоднему
утреннику.
2.4. Почему медведь спит всю зиму?
Медведь – один из самых крупных животных нашего леса. Чем
питается медведь летом. В зимний период пищи для медведя практически нет,
он не может ее достать из-под снега, он обречен на голодную жизнь, поэтому
он на зиму впадает в спячку. Как и у деревьев, все внутренние процессы в его
организме замедляются. Где медведь спит. Что будет, если он проснется среди
зимы.
2.5. Кто зимой не спит?
Но не все звери зимой впадают в спячку. Многие из них
приспосабливаются к этому времени года. Заяц, например, становится белым.
Какие животные могут встретиться в зимнем лесу. Следы зверей на снегу.
Практическое занятие: игра «Угадай зверя по его следу».
2.6. В гости к зиме.
. Дети готовятся к экскурсии в зимний лес (парк). Одежда людей зимой.
Правила поведения в зимнем лесу.

Практическое занятие: экскурсия в зимний лес. Наблюдение: Как
деревья выглядят в зимнее время года. Листвы нет. Но не все деревья
сбросили листву: Некоторые деревья – хвойные, не сбрасывают листву
(иголки). Лиственница – исключение из этого правила.
Снежный покров: Снег предотвращает промерзание почвы и корней
растений, помогает пережить холодное время года.
Опрос: что мы увидели на экскурсии, и что нового узнали.
2.7. Птицы зимой.
Многие птицы улетают осенью в теплые страны. Другие прилетают к
нам из других мест. Этих птиц мы встречаем только зимой: снегирь,
свиристель. Чем птицы питаются зимой. Какие трудности они испытывают в
холодные зимы?
Установка кормушки для птиц возле детского сада. Наблюдение за
поведением птиц.
2.8. Зеленая елочка – живая иголочка.
Прогулка в живой елке (двор, парк). Хоровод вокруг живой елки.
Подвижные игры зимой. Почему лучше дома в новый год установить
искусственную ель, а не принесенную из леса? Какая новогодняя традиция
наносит урон природе?
Практическое занятие: рисуем новогоднюю елку. Отвечаем на
вопросы о елке: какое это дерево? (хвойное или лиственное), нужно ли
приносить из лесу живую елку на праздник Нового года?
Раздел 3. Весна.
3.1. Цветочек для мамочки.
Подготовка к утреннику, посвященному празднику 8-е марта. Цветы
весной. Тюльпаны, розы, выращенные в теплице.
Практическое занятие: изготовление аппликации "Цветок для мамы"
3.2. В гости к весне.
Подготовка к экскурсии в весенний лес. Правила поведения в лесу
весной.
Практическое занятие: экскурсия в лес. Процессы, происходящие в
лесу весной. Пробуждение природы. Появление проталин. «Новые» жители
леса (первые перелетные птицы, насекомые и звери, выходящие из спячки).
3.3. К нам весна шагает быстрыми шагами.
Практическое занятие: прогулка по поселку. Как видно приход весны
в поселке. Потемневший снег, первые ручьи и проталины. Люди одеваются по
погоде – более легко. Деятельность людей, связанная с таянием снега – уборка
снега со двора, с крыш, прорубание ручьев для стока талых вод.
3.4. Первые цветы.

Первая трава на проталинах. Растение мать-и-мачеха – первоцвет. В
весеннем саду первые цветы – анютины глазки. В лесу первые цветы –
подснежники. На берегах водоемов – калужница. Многие из этих растений
охраняются, они занесены в Красную книгу. Зачем их нужно охранять и в чем
заключается эта охрана.
Практическое занятие: делаем аппликацию "Мать-и мачеха" или
"Анютины глазки"
3.5. Медведь проснулся.
Как звери встречают приход весны. Процессы, происходящие весной.
Пробуждение некоторых зверей из спячки. Появление потомства у зверей.
Занятие по развитию речи. (изображаем звуки животных)
3.6. Цветущий сад.
Экскурсия по поселку. Первые цветущие растения в саду (палисаднике)
возле дома. Тюльпаны, нарциссы, анютины глазки и другие. Посадка растений
в огороде. Зачем делают грядки.
3.7. Из жизни леса.
Прочтение рассказов В.Бианки «Лесные происшествия». Вопросы и
обсуждение прочитанного. Какие сказки, рассказы о лесе знают дети.
Практическое занятие: опрос-игра. Дети делятся на команды и
называют произведения, сказки, стихи, в которых говорится о лесе, о птицах,
о животных.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
В том числе
Всег
теоре практ
о
часов тичес ическ
ких их
12
4
8
2
1
1
2
1
1

№
Наименование раздела, тем
п/п

1 Раздел 1. Осень
1.1. Времена года. Осень
1.2. Что такое почва.
Части растений: корень, стебель,
1.3.
2
лист.
1.4. Части растений: цветок и плод.
1.5.

Хвойные
осенью

и

1.6. Дары осени.
2.

Раздел 2. Зима.

лиственные

деревья

2

1

1

1

1

2

2

2

2

12

4

Формы
аттестации/контро
ля

Беседа. Игра
Беседа
Беседа, опрос
Выполнение
рисунка "Плод"
Игра "Определи
дерево по листу"
Выставка
поделок из даров
осени

2.1. Перелетные птицы
2.2. Зимующие птицы

2
2

2.3. Растения в зимнем саду.

2

2.4. Жизнь зверей зимой
2.5. Беседа о зиме
Насекомые кто они такие. Где и как
2.6.
зимуют насекомые?
2.7. Зимние ветки.
3. Раздел 3. Весна.
К нам весна шагает быстрыми
3.1.
шагами.
3.2. Путешествие капельки.

2
1

1

1
1

2

1

1

4

1
8

1

1

3.3 Самые маленькие животные.

2

1

3.4 Посадка лука.

2

2

3.5. Новая травка.

1

1

3.6. Комнатные растения

1

1

1
12

36

1
1
2

1

3.7 Природа и люди в русских сказках
1
3.8. Этажи леса.
1
3.9. Итоговое занятие «Мой край родной» 2
Итого:

1
1

1

1

1
1
2
12

Интеллектуальн
ая игра
Игра "Соберись
в путешествие";
опрос
Опрос
Беседа
Загадки
Беседа
Наблюдение,
Опрос
Постановка
сценки
Наблюдение за
посадками
Беседа
Практическая
работа
Интеллектуальн
ая игра

24

Содержание изучаемого курса 2-го года обучения
Раздел 1. Осень.
1.1. Времена года. Осень
Первое занятие обзорное. Это анонс всего того, что будет изучаться в
течение года.
Времена года: осень, зима, весна, лето. Что характерно для каждого времени
года: Какие виды деятельности связаны с каждым временем года. Что
происходит с природой осенью, зимой, весной, летом. Осень- как время года
(заметно меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день,
становится холоднее и др.); растения и животные приспособились к этим
изменениям: лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые
прячутся и замирают, перелётные птицы улетают в тёплые края).
Практическое занятие: экскурсия на участок для прогулок, наглядный
осмотр природных изменений. Игра "Остановка: «Осень».
1.2. Что такое почва.

Почва. По ней мы ходим, она же служит источником жизни для растений.
В почве живут многие насекомые, животные. Как они приспособлены к жизни
в земле?
Везде ли почва одинаковая? Какая почва пригодна для земледелия, а
какая нет.
Труд, связанный с землей.
Практическое занятие: прогулка на участок, где есть овощные посадки.
1.3. Части растений. Корень, стебель, лист.
Что такое растение. Из каких частей оно состоит. Как располагаются
части растений.
Корень – подземная часть растения. Значение корня.
Стебель – надземная часть растения. Стебель удерживает растение – это
и орган его движения. Стебель – проводник питательных веществ, получаемых
из почвы.
Листва – важная часть растения. С помощью их растение получает
питание от Солнца.
Практическое занятие: знакомство с частями растений, произрастающих
возле детского сада.
1.4. Части растений. Цветок. Плод.
Цветок – самая прекрасная часть растения. Для чего растения цветут.
Что следует после цветения. Почему некоторые растения так и называются –
цветок. Разнообразие мира цветов.
Плод. Разнообразие форм и типов плодов: костянка, ягода, орех и
другие. Что находится внутри плода. Семена – это то, благодаря чему растение
оставляет после себя поросль. Как семена путешествуют.
Практическое занятие: рисование растений, цветов.
1.5. «Хвойные и лиственные деревья».
Практическое занятие: прогулка к деревьям (в парк).
Как различить ель, сосну и лиственницу? У сосны иголки длинные, более
мягкие и светлые, чем у ели. Шишки короткие, округлые, твёрдые. Сосна
выше ели, ветви у нее наверху, ствол прямой и голый. У лиственницы
иголочки мягкие, как листочки, на зиму они опадают. Ветки шишковатые, на
них висят маленькие шишки с семенами. Строение дерева и главные функции
его органов. Корни удерживают дерево, поглощают воду и питательные
вещества из почвы. По стволу и веткам вода и питательные вещества
поступают к листьям, цветам и плодам. На ветках есть листья, цветы, плоды.
Плоды падают, семена, падая в землю, прорастают. Зеленые листья
поглощают свет. Листья выделяют кислород. Листья падают, гниют, образуя
питательные вещества для дерева.
Практическое занятие: игра «Определи по листу или плоду что это за
дерево»

1.6. Дары осени.
Практическое занятие. Подготовка к утреннику "Праздник осени".
Осень в поселке и лесу, труд, связанный с этим временем года. Уборка урожая.
Что люди собирают осенью в огороде, в лесу. Какие плоды дают огород, лес?
Что заготавливают на зиму люди? Изготовление поделки из шишек,
собранных на прошлом занятии
Практическое занятие в форме детского утренника «Праздник осени».
Выставка даров осени. Разнообразие плодов и цветов, яркость красок осени
Раздел 2. Зима.
2.1. Перелетные птицы
Журавль, скворец, кукушка, жаворонок, ласточка, лебедь, цапля. Птицы
размножаются, откладывая яйца: самка откладывает яйца в гнездо и
высиживает их. Сначала птенцы растут и развиваются в яйце, им нужно тепло,
самка сидит на яйцах и согревает их. Затем птенцы вылупляются, родители
(самка и самец) создают все необходимые условия для их роста: кормят,
обогревают, охраняют и защищают. Птенцы растут и становятся взрослыми:
могут самостоятельно находить корм, строить гнездо, откладывать яйца и
выращивать потомство.
Перелетные птицы питаются насекомыми, поэтому с наступлением осени
они улетают на юг. Игра «Улетели птицы голуби, синицы…».
Практическое занятие: интеллектуально-творческая игра: «Птицы
нашего края».
2.2. Зимующие птицы
Птицы, которые не улетают на юг, кормятся семенами растений,
остатками пищи человека, приближаются к жилищу человека, это зимующие
птицы.
Воробей, дятел, синица, сова, сорока. Игра «Совушка». Рассказы об этих
птицах и обсуждения.
Практическое занятие: игра «Прилетели птицы…» Акция: «Поможем
птицам». Развешивание кормушек на прогулочной площадке. Обсуждение их
пользы. Регулярный подкорм птиц. Рассказ детям, чем можно кормить птиц.
2.3. Растения в зимнем лесу.
Практическое занятие. Дети готовятся к экскурсии в зимний лес
(парк). Одежда людей зимой. Правила поведения в зимнем лесу. Игра "Кто
правильно соберется в путешествие в зимний лес?"
Практическое занятие: экскурсия в зимний лес (парк). Как деревья
выглядят в зимнее время года. Снег предотвращает промерзание почвы и
корней растений. Некоторые деревья – хвойные, не сбрасывают листву
(иголки). Лиственница – исключение из этого правила. Лес – это общий дом
для животных и растений, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор.

Леса бывают разные: Смешанные – в них растут лиственные и хвойные
деревья; лиственные и хвойные; березовые, дубовые рощи, сосновый бор,
тайга.
2.4. Жизнь зверей зимой.
Следы каких зверей можно встретить в зимнем лесу. Чем звери питаются
зимой, как они добывают себе корм. Подкормка зверей (лосиные кормушки в
лесу). «Волк и лиса – лесные хищники». Образ жизни лисы и волка в зимнее
время. Живут в лесу, питаются мясом других животных, которое добывают
самостоятельно. Поэтому волк и лиса называются хищниками, их боятся
мелкие животные: зайцы, мыши, кроты, белки. Волк крупнее лисы, очень
вынослив, может нападать на больших животных (оленя, лося). Зимой
хищникам голодно, они подходят к жилищу человека, нападать на домашних
животных. Зимой волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, а днем
спят на снегу в чаще леса. О приспособленности хищников к добыванию пищи
(чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость (могут по 2-3 дня
голодать, долго выслеживать добычу).
Практическое занятие: черты хищных зверей в русских народных
сказках Чтение сказки "Лиса и волк", обсуждение их описания и сравнение с
полученными прежде знаниями.
Экскурсия в зимний лес. Многие птицы улетают осенью в теплые
страны. Другие прилетают к нам из других мест. Этих птиц мы встречаем
только зимой: снегирь, свиристель. Чем птицы питаются зимой.
Установка кормушки для птиц возле детского сада. Наблюдение за
поведением птиц.
2.5. Беседа о зиме.
Практическое занятие: экскурсия по участку. Уточнить представления
детей о зиме, о жизни растений и животных в это время года. Показать
зависимость состояния растений от внешних условий: деревья и кустарники
без листьев, не растут, потому что не хватает необходимых условий (тепла,
воды, света). Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
Прослушать произведения П.И. Чайковского из цикла «Времена года»
(«Декабрь», «Январь», «Февраль»).
2.6. Насекомые, кто они такие?
Насекомые – это также представители живого мира. Разнообразие
насекомых. Где они встречаются. Насекомые полезные и опасные для людей.
Где и как зимуют насекомые. Как долго живут насекомые. Почему насекомым
страшен холод. На зиму насекомые прячутся глубоко в почву, под кору
деревьев. Что делают насекомые зимой? Что будет с бабочкой, если ее
перенести в теплое помещение.
Практическое занятие: загадки о насекомых. Игра "Как
"разговаривают" насекомые?" (Звуки, которые издают различные насекомые).
Прослушивание музыкального отрывка "Полет шмеля" (Н. РимскийКорсаков)

2.7. Зимние ветки.
Практическое занятие: прогулка по участку возле детского сада.
Ветки деревьев зимой легко ломаются. Почему? Можно ли ломать веточки
деревьев. Бережное отношение к деревьям, кустам, живой природе вообще.
Нуждается ли природа в защите и охране?
Раздел 3. Весна.
3.3. К нам весна шагает быстрыми шагами.
Практическое занятие: прогулка по поселку / участку. Что мы
наблюдаем? Заметно увеличился день и уменьшилась ночь. Солнце светит
ярко, поднимается всё выше, с каждым днем дает больше света и тепла. Тает
снег, лед, бегут ручьи, реки выходят из берегов. Условия для жизни растений
и животных становятся с каждым днем лучше, поэтому они оживают:
набухают и затем распускаются почки на деревьях и кустарниках, вырастает
заново трава, оживают насекомые, возвращаются перелетные птицы,
пробуждаются и становятся активными лесные звери. Все готовятся выводить
потомство.
3.2. Путешествие капельки.
Беседа «Путешествие капельки". Показ одноименного видеоролика.
Вода в различных состояниях. Снег тает и превращается в воду, талая
вода стекается в ручейки, ручьи – в реку. Летом в жаркую погоду вода
испаряется и проливается на землю дождем. С первыми заморозками вода
замерзает и становится льдом. Осадки выпадают в виде снега. Происходит
круг превращений.
3.3. Самые маленькие животные.
Самые маленькие животные (звери) на Урале – землеройки, полевые
мыши. Где они живут, чем питаются. Польза и вред от мышей.
Практическое занятие: занятие по развитию речи. Сказки с участием
мышки. Разыгрываем по ролям сценки из сказки.
3.4. Посадка лука.
Практическое занятие. Подготовка к посадке и посадка лука двумя
способами: в почву в горшке и в банку с водой.
Впоследствии наблюдение за всходами растений, полив всходов по мере
необходимости. Польза зелени в весенний период.
3.5. Новая травка.
Практическое занятие: экскурсия в природу. Первая трава на
проталинах. Растение мать-и-мачеха – первоцвет. В весеннем саду первые
цветы – анютины глазки. В лесу первые цветы – подснежники. На берегах
водоемов – калужница. Многие из этих растений охраняются, они занесены в
Красную книгу. Зачем их нужно охранять и в чем заключается эта охрана.

3.6. Комнатные растения.
Практическое занятие: посадка комнатного растения. Попутно беседа о
некоторых комнатных растениях: герань, сансевиерия, фиалка, хлорофитум и
др. Какие комнатные растения знают дети?
3.7. Природа и люди в русских волшебных сказках»
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Здесь обсуждается
тема тесной взаимосвязи человека с природой. Сказку нужно рассказать в
медленном темпе. Следует обратить их внимание на следующие
обстоятельства:
- В какое время года происходит события?
- Какие признаки говорят о летнем времени?
- Следы, каких животных видят дети?
- В какое животное превратился братец?
- После чего мальчик превратился в козленочка?
- Какая почва была на дороге?
- Как сестра относилась к братцу – козленочку?
- Почему опасно ходить в лес без взрослых?
3.8. Этажи леса.
Лес имеет этажи – на земле растет трава, в которой живут жуки,
насекомые. Кустарники выше травы. Здесь гнездятся отдельные птицы.
Деревья – следующий этаж леса. Для характерны птицы и животные, чья
жизнь протекает на ветках деревьев. Под землей и высоко в небе – тоже есть
жизнь. Это «подземный» и «воздушный» этажи леса.
3.9. Итоговое занятие «Мой край родной»
Итоговое занятие служит обобщением пройденного курса программы,
проходит в форме игры. Игра может проходить в форме индивидуальных или
командных состязаний, в ходе которых дети демонстрируют знания
животного и растительного мира родного края, правил поведения в природе,
мер, принимаемых людьми для охраны природы.
Календарный учебный график
Содержание

Старшая группа
5-6 лет

Количество групп
Начало года
Конец года
Продолжительность учебного
года
Длительность занятий (мин)

1
01 сентября
31 мая
36 недель

Подготовительная
группа
6-8 лет
1
01 сентября
31 мая
36 недель

25

30

Всего занятий в неделю

1

1

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1. Помещение для занятий, включая типовую мебель;
2. Персональный компьютер (ноутбук), проектор, демонстрационный экран;
3. Материалы для занятий:
карандаши цветные (набор 12 цветов) – 25 шт.
карандаши простые (шт.) – 25 шт.
фломастеры (набор 12 цветов) – 25 шт.
акварельные краски (набор 12 цветов) – 25 шт.
гуашь (набор 12 цветов) – 25 шт.
кисточки (шт.) – 25 шт.
банки для воды (шт.) – 25 шт.
пластилин – 25 шт.
доски для лепки (шт.) – 25 шт.
стеки (шт.) – 25 шт.
клей ПВА – 10 шт.
клей-карандаш (шт.) – 25 шт.
кисточки для клея (шт.) – 25 шт.
ножницы (шт.) – 25 шт.
альбомы для рисования (шт.) – 25 шт.
цветная бумага (набор 16 листов) - 25 шт.
цветной картон (набор 16 листов) – 25 шт.
белый картон (набор 16 листов) – 25 шт.
Информационное обеспечение:
1. Музыкальные диски с произведениями П.И. Чайковского, Н.А.РимскогоКорсакова
2. DVD-диск с записью видеоролика "Путешествие капельки"
Кадровое обеспечение:
Программу реализуют воспитатели старшей и подготовительной группы.
ДОУ укомплектовано педагогическими кадрами согласно штатному
расписанию. Детский сад полностью укомплектован кадрами. Все педагоги
своевременно проходят курсы повышения квалификации, обучаются на курсах
при ИРО и УрГПУ г.Екатеринбурга. А также повышают свой профессиональный
уровень через посещения МО, прохождение процедуры аттестации,
самообразование, семинары педагогов, что способствует повышению
профессионального мастерства.
Характеристика кадрового состава
высшее образование
1.По
неоконченное высшее образование
образованию
среднее – профессиональное
образование

9
3
5

2. По стажу

3.По
результатам
аттестации

до 5 лет
от 5 до 10 лет
от 10 до 15 лет
свыше 15 лет
высшая квалификационная категория
первая квалификационная категория
не имеют квалификационной
категории
соответствие занимаемой должности

6
6
2
3
0
12
3
2

Педагоги детского сада постоянно занимаются самообразованием,
повышают уровень своей компетентности в вопросах воспитания и развития
детей дошкольного возраста.
Методическое обеспечение программы
Методические материалы:
1. Набор дидактических игр: «Найди дерево по листьям», «Вершки и
корешки»,
«Узнай, какой зверь», «Собираясь в путешествие», «Кто где живет»,
2. Дидактические пособия: «Деревья», «Животные хвойных лесов», «Лесные
ягоды», «Птицы», «Домашние животные».
Учебно-методическое обеспечение:
Для реализации программы необходимо использовать учебную,
справочную и энциклопедическую литературу, указанную в разделе «Список
литературы».
При проведении занятий, направленных на развитие речи, связанных с
прочтением книг, рассказом стихов, загадок, - необходимо согласовывать
соответствующую теме литературу с воспитателем группы.
Прогулки и экскурсии в природу проводятся без специального
снаряжения.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации/контроля.
Критериями оценки уровня освоения программы в конце каждого года
обучения являются:
- соответствие уровня теоретических знаний учащихся программным
требованиям;
- соответствие практической деятельности программным требованиям;
- самостоятельность работы;
- уровень творческой активности учащегося.
Формы аттестации представляют собой итоговые мероприятия после
каждого раздела: выставка, конкурс, праздник, творческие работы, тесты,
игры, викторины.

Оценочные материалы.
В качестве оценки усвоения программы детям предлагается ответить на
следующие вопросы/высказывания.
Инструкция: Прослушайте высказывание и дайте вариант ответа ДА либо
НЕТ. (Дети могут оценить в бланке знаками:Да «+»; Нет « - »; Не знаю «□»)
Высказывание
Вариант
ответа
1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят
пользу человеку
2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора,
меня это огорчит
3. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме
4. Если увидишь пчелу, убей еѐ, она может укусить
5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на
гнѐздах, вспугнѐшь животных
7. Человек должен заботиться о растениях, так как без них
невозможна жизнь на Земле
6. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы
никогда не закончатся
8. Автомобили, заводы и фабрики могут наносить вред
окружающей среде
Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный
ответ начисляется 1 балл, неправильный – 0 баллов.
Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале:
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

6-8 баллов
4-6 баллов
1-3 балла

Для эффективности занятия и лучшего усвоения, каждый раздел программы
обеспечен наглядными материалами, учебными пособиями, презентациями,
что повышает эмоциональное восприятие пройденного материала.
Список литературы:
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП

2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологических требований к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования по обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России
14.11.2013 N 30384).
6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Учебная и методическая литература, справочники, энциклопедии:
1. Артемова Л.В.
«Окружающий мир в дидактических играх
дошкольников» М: Просвещение 1992г – 96с.
2. Барцотти Р. Животные рядом с нами. Путеводитель юного натуралиста / Р.
Барцотти. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005;
3. Беркутенко А.Н., Семенин А.Ф. Травянистые и дикорастущие растения
Среднего Урала: Справочник-определитель. – Екатеринбург: Издательство
«Сократ», 2006. – 160 с.: ил.;
4. Большаков В.Н., Бердюгин К.И., Кузнецова И.А. Млекопитающие
Среднего Урала: Справочник-определитель. – Екатеринбург: Издательство
«Сократ», 2006. – 224 с.: ил.;
5. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.158 с.
6. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Методическое
пособие / Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера,
2011.– 176с.
7. Мамаев С.А., Кожевников А.П. Деревья и кустарники Среднего Урала:
Справочник-определитель. – Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2006.
– 272 с.: ил.;
8. Молодова Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию:
пособие для воспитателей дошк. учреждений и учителей нач. шк. / Л.П.
Молодова. – Мн.: ООО «Асар», 2004. – 512 с.;
9. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду:
Книга
для
воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2001;
10. Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей.
Чудо – всюду. / Т.Д. Нужина. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 320
с.;

11. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и
педагогических колледжей./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.:
Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
12. Поведение животных. Моя первая энциклопедия / Ю.Н. Кощунова и др. –
М.: Русич, 1997;
13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. –
М.: Народное образование, 1998. – 225 с.
14. С.Н.Николаева; Юный эколог. Программа экологического воспитания в
детском саду. Мозаика-синтез; Москва; 2017. -237 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».